FAQ по автозвуку

roma-5

Здесь будут статьи и обзоры, могущие помочь начинающему автоаудиофилу разобраться в основах автозвука.

roma-5

МОЩНОСТЬ... КТО ЭТО?
«У меня колонки мощностью 200 Вт, а магнитола 4 х 50. Будут ли они играть вместе?» Да будут, будут, не волнуйтесь вы так. Но ещё лучше будет, если всё же разобраться, что понимается и под мощностью, и под ваттами. «Мощность», по школьному определению — работа, произведенная за единицу времени, для наших целей определение почти бесполезное. Нам удобнее по-другому, пусть и непривычно: мощность — это количество энергии, преобразованной в нужную нам форму в ту же самую единицу времени. Речь всегда идёт о преобразовании, энергия никуда не девается, такая уж у неё привычка. Усилитель (пусть в магнитоле) получает готовую к употреблению электрическую энергию в форме постоянного тока от бортовой сети автомобиля и преобразует её в электрическую, но в форме переменного тока, изображающего звуковой сигнал. Всю? Нет, примерно половину, остальное идёт в тепло, отдаваемое воздуху небольшими радиаторами сзади на магнитоле или большими, «по всему телу» у отдельного, внешнего усилителя.
Динамик (пусть и притворившийся «колонкой») получает электрическую энергию в форме переменного тока и преобразует её в механическую, теперь уже в форме долгожданных звуковых колебаний. Всю? Да как сказать... Не совсем. Коэффициент полезного действия динамика (раз уж пошли по школьному пути: отношение произведенной звуковой мощности к полученной электрической) практически никогда не превышает 0,5%. Куда деваются остальные 99,5%? А туда же, в тепло, вообще, любое устройство, созданное человеческим разумом (а равно и волей всевышнего) производит тепло плюс ещё что-нибудь. С точки зрения преобразования энергии динамик на 99 процентов с копейками идентичен паяльнику. А в оставшейся половине процента — всё: и басы, и верха, и детальность, и гениальные музыканты. Обидно? Да, но ничего лучше как-то не придумали.
И вот она, главная разница между мощностью усилителя и мощностью динамика: усилитель её, можно считать, производит. А динамик — потребляет, не производя в обмен, как мы только что выяснили, почти ничего.
И когда мы говорим о мощности усилителя, то речь идёт о том, что ОН ДАЁТ. А когда о мощности динамика — то о том, что ОН БЕРЁТ. А сколько один даёт и сколько другой берёт? В порядке поступления:
СКОЛЬКО ДАЁТ?
Вот усилитель. Пусть тот, что в магнитоле, пока наплевать, потом почувствуете разницу. Какая у него мощность? Да какая угодно, всё зависит от того, какой уровень сигнала на входе, грубо говоря — в каком положении регулятор громкости. Мощность на выходе может оказаться 1 Вт, может — 10, может — 50, может... Подождите, должен же быть предел. Разумеется, но мы ведь не спрашивали какая МАКСИМАЛЬНАЯ мощность. А максимальная у каждого своя. Она определяется тем, какое наибольшее напряжение переменного тока сможет создать усилитель на своём выходе, когда к выходу присоединена нагрузка, в виде динамика, обладающего каким-то сопротивлением. Мощность на выходе определится просто: как величина этого напряжения, возведённая в квадрат и поделенная на сопротивление нагрузки. Присоединили к выходу вольтметр и нагрузку, на вход подали переменное напряжение, для удобства измерения мощности — на какой-нибудь одной частоте, и смотрим. На выходе 2 В, когда к нему присоединена нагрузка 4 Ом. При таких измерениях к выходу, разумеется, подключают не акустику, а её эквивалент в виде резистора, а то уши завянут. Возвели-поделили и получили: мощность на выходе ровно 1 Вт. Здесь есть небольшая засада, связанная с тем, что мы говорим о переменном напряжении, величину которого можно измерять по-разному. Чаще всего пользуются шкалой среднеквадратичных значений. В русском это слово длинное, поэтому привилось английское сокращение RMS (root mean square означающее то же самое. Чтобы не вдаваться в детали, достаточно запомнить: для синусоиды значение напряжения RMS меньше амплитудного в 1,41 раза, то есть — в корень из двух. Мощность, указываемая в ваттах RMS — это та, что получена, когда напряжение при расчёте взяли RMS, что логично. А если взять амплитуду напряжения, то мощность, во-первых, будет называться пиковой, а во-вторых, станет ровно вдвое больше, чем RMS.
Возвращаемся к усилителю. Один ватт — это несерьёзно, прибавляем на входе. До каких пор будет расти напряжение на выходе и что его остановит? Остановит его ограничение сигнала. Усилитель питается постоянным напряжением, и то, что появляется как переменное на его выходе, не может быть больше напряжения питания по амплитуде. Нету там больше. И если мы будем наблюдать за сигналом на выходе, то в какой-то момент верхушки прежде изящной волны окажутся срезаны, там полуволна хотела перейти через верхний предел, напряжение питания. И обломилась. Откатываем сигнал на входе назад, пока ограничение не пропадёт, и смотрим на размах сигнала. Он чуть меньше полного напряжения питания, потому что что-то теряется в выходных каскадах усилителя. Если усилитель питается (как в пресловутой «магнитоле») от бортовой сети автомобиля, то нижняя полуволна подойдёт вплотную к нулевой отметке, а верхняя — к уровню 12 В. Что получается? Амплитуда, будем считать, 6 В в каждую сторону, возводим-делим и получаем сказочную цифру 4,5 Вт. Проверьте, если не лень. Выходит, что по всей науке это — максимальное значение мощности на выходе магнитолы, питаемой от 12 В? А так и было лет двадцать назад. И так есть сейчас, если купить какой-нибудь Vitek или Eurotec за 400 рублей, наши коллеги из киевского журнала «FOR Z» провели не так давно серию таких экспериментов, избавив нас от этой печальной необходимости. К счастью, уже недавно было найдено решение, позволившее если не выйти на грозные 4 х 50, то во всяком случае, уйти от скорбных 2 х 4,5. Это — мостовое включение усилителей, применяемое ныне во всех автомобильных головных аппаратах, за изъятием беспробудного отстоя наподобие упомянутого (для примера, ничего личного).
При мостовом включении на одну нагрузку работают два усилителя, включённые так, что размах синусоиды на выходе удваивается. По уже сообщённому вам способу посчитать выходную мощность это будет в четыре раза больше, чем 4,5 Вт, потому что напряжение возводится в квадрат, стало быть — 18. Примерно это значение имеет максимальная выходная мощность всех когда-либо испытанных нами головных аппаратов (в каждом из четырёх каналов, разумеется).
Откуда берутся знаменитые 4 х 40 Вт, потом превратившиеся в 4 х 45, 4 х 50 и так далее? Что это, чистое враньё? Как-то не вяжется с образом именитых и более чем респектабельных производителей техники, а ведь эти цифры украшают лицевые панели всех марок: Alpine, Blaupunkt, Clarion и далее в порядке латинского алфавита. Ведь когда речь заходит об отдельных усилителях тех же фирм, всё становится честно и правильно, возможностей убедиться за эти годы было достаточно. Здесь две уловки, первая —техническая, и только вторая — маркетинговая. Техническая уловка заключается в том, что в современных «головах» применены усилители так называемого «класса Н», там есть специальная цепь, способная на короткое время дать выходным каскадам увел

olgyna

сорри за офф, но ниасилил

roma-5

Ну извините, это основы. Без их понимания- никуда. Максимум- заплатить бабла в сервисе со словами" Мне шоб бумкало погромче". Возможно, по окончании цикла статей напишу краткое содержание

roma-5

Окончательно разбираемся с мощностью
Андрей ЕЛЮТИН
У начавших методично «вспоминать всё» вместе с нами в прошлом номере хватило, как мне кажется, времени погоревать о том, что «4 х 45 Вт», начертанные на магнитоле — не самая прямая дорога к счастью. Пришло время выбирать путь, а заодно развеять некоторые мифы, пустившие в нашей среде корни почище, чем у саксаула. А заодно вспомнить о некоторых свойствах нашего организма (некоторыми частями которого мы музыку и слушаем) и о том, как эти свойства повлияли на систему мер в акустике.
ВСЁ, УГОВОРИЛИ
Ясно, без усилителя — не жизнь. Начинаем выбирать и, естественно, первым долгом смотрим на максимальную (уже знаем, что это такое) мощность, за что боремся-то? О том, как её выбирать, разговор будет отдельный и неожиданно для вас короткий. Но вначале давайте определимся, откуда эта мощность берётся. Что делает отдельный усилитель столь качественно иным устройством по сравнению с доставшимися каналами усиления, встроенными в головное устройство? Из предыдущего выпуска «В.В.» стало ясно: всё дело в питании. Усилитель создаёт на выходе переменное напряжение с размахом, сверху донизу, не больше, чем напряжение питания выходных каскадов. Для усилителя магнитолы это — напряжение на борту, 12 В на заглушенной машине, около 14 В — на ходу. Главная же составная часть внешнего усилителя — источник питания. Он получает постоянное напряжение из бортовой сети, превращает его в переменное довольно большой частоты (десятки килогерц переменное уже можно повышать с помощью трансформатора, что источник питания усилителя и делает, а потом, уже повышенное, снова выпрямляется и подаётся на собственно усилитель. До скольких вольт раздули напряжение в ходе этой деятельности, на такой высоте и пройдёт потолок размаха выходного напряжения. Дальше — простая арифметика. Предположим, из 12 В бортовых источник питания сотворил 50. Реально это будет два напряжения разной полярности по 25 В каждое, так удобнее. Значит, размах выходного напряжения будет (в каждую сторону) никак не больше 25 В минус какие-то копейки, теряемые в транзисторах. Максимальная выходная мощность получится как 25 в квадрате, поделённая на сопротивление нагрузки. Это по закону Ома, он неумолим. Выходит чуть больше 150 Вт. Только это — пиковое значение, по шкале RMS — ровно вдвое меньше, около 75 Вт. Цифры вполне реальные, таких усилителей — навалом. Можно ли выжать из этого усилителя больше? Первая стадия «форсажа» у многих моделей произойдёт сама собой, стоит завести двигатель. У очень многих усилителей выходное напряжение источника питания не стабилизировано и находится в пропорции к входному. И когда при заведенном двигателе и работающем генераторе напряжение на борту станет не 12, а, на хорошо отрегулированной машине, 14,4 В, напряжение на выходе источника питания возрастёт с 50 до 60 В, так же поднимется и «потолок» для выходного напряжения усилителя, и максимум мощности возрастёт до 108 Вт. Ничего себе прибавка, верно? Только сильно-то пока не ликуйте. Станет ли при этом усилитель играть громче? А с чего это, собственно? Общее усиление, от источника сигнала до выхода, осталось таким же, оно от питания не зависит (а если бы вдруг зависело, то повинный в этом компонент срочно запросил бы постоянной регистрации в мусорном баке значит, как играло, так и будет. Иное дело, что если прежде на какой-то громкости появлялись искажения, это когда на пиках сигнала выходное напряжение пыталось перепрыгнуть через планку, поставленную источником питания, то теперь этот момент отодвинется в область большей громкости. Насколько отодвинется? Давайте прикинем. На полтора децибела. Один щелчок громкостью, а то и ни одного, это зависит от шага регулятора.
А что мы выиграли по сравнению с «прошлой жизнью», когда вообще усилителя не было? В ваттах вроде бы очень много. А в децибелах максимальной неискажённой громкости, опять же вроде бы, не очень: 5,4 дБ. Но это только «вроде бы», как мы потом увидим, счастье — не в одних щелчках регулятора громкости. Надо всё же организовать какую-то гармонию между мощностями. Посмотреть, например, какая мощность у акустики, и по ней подобрать усилитель, верно?
ЕВЕРНО
Это я нарочно, с целью провокации. О том, как можно загубить акустику недостаточной мощностью, было в прошлом выпуске, теперь давайте попытаемся сделать это с помощью излишней. Это будет намного труднее, предупреждаю.
Вернёмся ещё раз к фразе, которую я по разным поводам произносил (и писал) очень много раз, последний раз — в прошлом выпуске. Вот она: «И когда мы говорим о мощности усилителя, то речь идёт о том, что ОН ДАЁТ. А когда о мощности динамика — то о том, что ОН БЕРЁТ». Максимальная мощность усилителя — это та, больше которой он не может дать, потому что начинает искажать сигнал, а мы не для этого его покупали. Максимальная мощность акустики, стало быть, это та, больше которой она взять не может, потому что ЧТО? Тоже начинает искажать сигнал? А она это начинает делать сразу и понемногу, совсем не так, как усилитель, жёсткой планки ограничения у акустики нет. В стародавние времена был советский стандарт, по которому нормировалась так называемая номинальная мощность динамиков. Там оговаривались специальные условия, полоса частот и так далее, в общем, мощность считалась такой, чтобы нелинейные искажения не превышали 10%. Лучший басовый динамик того времени назывался 6ГД2, первая цифра — это как раз номинальная мощность. Были ещё 4 ГД, 3 ГД и так далее, это потом приняли определение паспортной мощности, зависящей уже не от искажений, а от живучести, и все эти ГД разом потолстели до 10, 20, 75 и тому подобного. ГОСТы эти приказали нам всем долго жить, и сейчас мощность определяют иначе, и очень важно это понимать, чтобы испытывать к этому показателю то отношение, которого он заслуживает.
Попрошу набрать это красным, если забуду — вы сами тогда карандашом, ладно?
Мощность, указываемая на акустике, это не та, на которой она должна работать, а та, которая её разрушает.
Разумеется, должна быть взаимосвязь между возможностями акустики и ресурсами источника этого вероятного разрушения, но это взаимосвязь, а не тождество. Представьте себе: вы купили автомобиль, у которого максимальная скорость 200 км/ч. И подвернулась вам резина с индексом скорости Т (190 км/ч). Что, нельзя ездить? При 191 км/ч все четыре колеса — в клочья? Или наоборот, у шин индекс скорости Z (240 и больше и вы сбиваетесь с ног, подбирая под такую резину подходящий автомобиль. Нереально.
Тем не менее сплошь и рядом приходится слышать (да и читать как акустику к усилителю (и наоборот) подбирают, глядя в первую очередь на мощность, а потом уже на всё остальное.
Так что давайте в последний раз, чтобы не возвращаться к вопросу. Цифры на акустике, сопровождаемые словами Power, без указания на то, что под этим подразумевается, не означают ничего, это часть современной, но укоренившейся традиции. Если производитель акустики хотя бы относительно корректен в приводимых им цифрах, то он может указать долговременную мощность, а

roma-5

Резюмирую две статьи выше для тех, коиу лень читать:
Усилителем с небольшой выходной мощностью можно пожечь акустику нормированную на более высокую мощность (особенно пищалки). Мораль-используйте мощные усилители. настолько мощные, чтобы ни в каких случаях не приближаться к максимальной мощности, оптимально слушать музыку на мощностял менее половины максимальной мощности усилителя.
Мощность, указанная на колонках говорит только о мощности на которой акустика с некоторой вероятностью не сгорит. Выбирать акустику только по мощности-глупо

petrovdmit

статья на 5+, только я вот до сих пор не разбирал многополосные динамики, и не знаю, в них вообще, разделительные фильтры ставятся?
ЗЫ тока не надо примеров c JBL

roma-5

В многополосные динамики ставятся фильтры, самые примитивные в виде электролитического конденсатора.
А чем jbl не угодили?

petrovdmit

в jЫ наверняка ставят не только кондеры
а что можешь сказать, про электролитического конденсаторы, пробивает ли их, искажают ли звук и тп?

Nata73

Что за размеры 1 дин и 2 дин

Yustas369

дин - обыкновенная магнитола, 2 дин - в два раза выше, чем обычная (два места занимает)

Nata73

и ещё ворпос что есть коаксиал
это типа провода подключения или что это?

Yustas369

коаксиал - это провод, используемый для антены (как в телевизоре)

Nata73

Тогда плиз расшивруй вот это....
Alpine SXE-1325
Цены: от 864 до 941 р.
коаксиальная АС, d=130 мм, глубина врезки - 48 мм, 100 Вт, чувствительность - 92 дБ .

derigel

коаксиальный - от лат. со (cum) - совместно и axis - ось. соосные цилиндры, один внутри другого.
коаксиальная АС - это среднечастотник (басовик) а по центру еще пищалка или две пищалки.

Nata73

т.е я правильно понял это средние и выскоеие частоты совмещены в один девайс?
Тогда ещё вопрос что лучше когда вот так совмещены или пищалки отдельно от средних частот?

roma-5

т.е я правильно понял это средние и выскоеие частоты совмещены в один девайс?
Да, пищалка расположена по центру басовика.
Тогда ещё вопрос что лучше когда вот так совмещены или пищалки отдельно от средних частот?
Лучше, когда отдельно, больше гибкости в настройке системы. Но компонентные системы обычно дороже.

Nata73

Что есть номинальная а что пиковая мощность "головы"?
и какой мощности исход из этого должны быть динамики
или напрямую спрошу Pioneer 5730 какие коаксиальные динаимки для него купить? и по поводу полосности, 5730 скольки полосный?
Сори за полное ЛАМЕРСТВО!

roma-5

ЧИТАЙ ПЕРВЫЕ ПОСТЫ ТЕМЫ!

KATKA

А продолжение будет?

roma-5

Выкладываю мегаклевую книжку по автозвуку.
Ferguson Car Stereo Speaker Projects Illustrated.pdf

itni

а у этой мегаоху... книги есть русский аналог ?

roma-5

Был бы- выложил. Ботайте английский.

itni

ну хорошо с мощностью я определился, а так называемая аудиоподготовка ?
мне HiEnd в машине не нужен, но хотелось бы нормального звука

whiteman

Раз уж основоположник данного FAQ решил на него забить, то я возьму на себя смелость продолжить начатый цикл статей по автозвуку.
Итак:
ВСПОМНИТЬ ВСЁ - 3
или
Параметры Тиля — Смолла: три карты акустики
Андрей ЕЛЮТИН
— Как! У тебя есть бабушка, которая
угадывает три карты сряду, а ты до сих
пор не перенял у ней ее кабалистики?
А.С. Пушкин, «Пиковая дама»
Как и было обещано, про мощность закончили, надоело. В своё время к вопросу вернёмся, на другом уровне и под иным предлогом, сегодня речь пойдёт (как тоже было обещано) о том, что важно знать об акустике на самом деле. А именно — о знаменитых параметрах Тиля — Смолла, знание которых — залог выигрыша в азартной игре в автозвук. Без шельмовства и кабалистики.
ПОЧЁМ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛ
Что общего у колокола и громкоговорителя? Ну, то, что оба звучат, — это очевидно. Важнее, что и то и другое — колебательные системы. А в чём различие? Колокол, как по нему ни долби, будет звучать на единственной частоте, предписанной каноном. А внешне не так уж непохожий на него динамик — в широком диапазоне частот, и может, при желании, одновременно изобразить и звон колокола, и пыхтение звонаря. Так вот: два из трёх параметров Тиля — Смолла как раз и описывают количественно это различие.
Только надо твёрдо запомнить, что делают они это на низких частотах. К тому, как поведёт себя динамик на частотах более высоких, Тиль, Смолл и их параметры никакого отношения не имеют и никакой ответственности за это не несут. Какие частоты для динамика низкие, а какие — нет? А об этом и говорит первый из тройки параметров.
КАРТА ПЕРВАЯ, ИЗМЕРЯЕМАЯ В ГЕРЦАХ
Итак: параметр Тиля — Смолла №1 — собственная резонансная частота динамика. Обозначается всегда Fs, независимо от языка публикации. Физический смысл предельно прост: раз динамик — колебательная система, значит, должна быть частота, на которой диффузор будет колебаться, будучи предоставлен сам себе. Как колокол после удара или струна после щипка. При этом имеется в виду, что динамик абсолютно «голый», не установлен ни в какой корпус, как бы висит в пространстве. Это важно, поскольку нас интересуют параметры собственно динамика, а не того, что его окружает.
Диапазон частот вокруг резонансной, две октавы вверх, две октавы вниз — это и есть область, где действуют параметры Тиля — Смолла. Для сабвуферных головок, ещё не установленных в корпус, Fs может составлять от 20 до 50 Гц, у мидбасовых динамиков от 50 (басовитые «шестёрки») до 100 — 120 («четвёрки»). У диффузорных среднечастотников — 100 — 200 Гц, у купольных — 400 — 800, у пищалок — 1000 — 2000 Гц (бывают исключения, очень редкие).
Как определяют собственную резонансную частоту динамика? Нет, как чаще всего определяют — ясно, читают в сопроводительной документации или в отчёте о тесте. Ну а как её изначально узнали? С колоколом было бы проще: дал по нему чем-нибудь и измерил частоту производимого гудения. Динамик же в явной форме ни на какой частоте гудеть не будет. То есть он хочет, но ему не даёт присущее его конструкции затухание колебаний диффузора. В этом смысле динамик очень сходен с автомобильной подвеской, и этой аналогией я пользовался не раз и ещё буду. Что произойдёт, если качнуть на подвеске автомобиль с пустыми амортизаторами? Он хоть несколько раз, но качнётся на собственной резонансной частоте (где есть пружина, там будет и частота). Амортизаторы, сдохшие только отчасти, остановят колебания после одного-двух периодов, а исправные — после первого же качка. В динамике амортизатор главнее пружины, причём здесь их даже два.
Первый, более слабый, работает благодаря тому, что происходит потеря энергии в подвесе. Не случайно гофр делается из специальных сортов каучука, мячик из такого материала от пола почти не будет отскакивать, специальная пропитка с большим внутренним трением выбирается и для центрирующей шайбы. Это как бы механический тормоз колебаний диффузора. Второй, гораздо более мощный — электрический.
Вот как он работает. Звуковая катушка динамика — его мотор. В ней течёт переменный ток от усилителя, и катушка, находящаяся в магнитном поле, начинает двигаться с частотой подведенного сигнала, двигая, понятно, и всю подвижную систему, затем она и здесь. Но ведь катушка, двигающаяся в магнитном поле — это генератор. Который будет вырабатывать тем больше электричества, чем сильнее движется катушка. И когда частота станет приближаться к резонансной, на которой диффузор «хочет» колебаться, амплитуда колебаний возрастёт, и напряжение, производимое звуковой катушкой, будет расти. Достигнув максимума точно на резонансной частоте. Какое это отношение имеет к торможению? Пока никакого. Но представьте себе, что выводы катушки замкнули между собой. Теперь уже по ней потечёт ток и возникнет сила, которая по школьному правилу Ленца будет препятствовать движению, его породившему. А ведь звуковая катушка в реальной жизни замкнута на выходное сопротивление усилителя, близкое к нулю. Получается как бы электрический тормоз, приспосабливающийся к обстановке: чем с большим размахом пытается ходить туда-сюда диффузор, тем больше этому препятствует встречный ток в звуковой катушке. У колокола тормозов нет, кроме затухания вибраций в его стенках, а в бронзе — какое затухание...
КАРТА ВТОРАЯ, НЕ ИЗМЕРЯЕМАЯ НИ В ЧЁМ
Мощность тормозов динамика численно выражается во втором параметре Тиля — Смолла. Это — полная добротность динамика, обозначается Qts. Выражается численно, но не буквально. В смысле, чем мощнее тормоза, тем меньше величина Qts. Отсюда и название «добротность» в русском (или quality factor в английском, из которого возникло обозначение этой величины что это как бы оценка качества колебательной системы. Физически добротность — отношение упругих сил в системе к вязким, иначе — к силам трения. Упругие силы сохраняют энергию в системе, попеременно перегоняя энергию из потенциальной (сжатая или растянутая пружина или же подвес динамика) в кинетическую (энергия движущегося диффузора). Вязкие норовят энергию любого движения превратить в тепло и безвозвратно рассеять. Высокая добротность (а у того же колокола она будет измеряться десятками тысяч) означает, что упругих сил намного больше, чем сил трения (вязких, это одно и то же). Это же означает, что на каждое колебание в тепло будет переходить только малая часть энергии, запасённой в системе. Поэтому, кстати, добротность — единственная величина в тройке параметров Тиля — Смолла, не имеющая размерности, это отношение одних сил к другим. Как рассеивает энергию колокол? Через внутреннее трение в бронзе, главным образом, потихоньку. Как это делает динамик, у которого добротность намного меньше, а значит, темпы потери энергии гораздо выше? Двумя способами, по числу «тормозов». Часть рассеивается через внутренние потери в упругих элементах подвеса, и эту долю потерь можно оценить отдельной величиной добротности, она носит название механической, обозначается Qms. Вторая, большая часть рассеивается в виде тепла от тока, проходящего по звуковой катушке. Тока, ей же выработанного. Э

whiteman

ВСПОМНИТЬ ВСЁ-4
или
Что скрыто за картами
Андрей ЕЛЮТИН
Какие карты имеются в виду — понятно, надеюсь. Те, что мы сдали сами себе в прошлом выпуске «В.В.», — три магические карты Тиля — Смолла. Так вроде теперь всё разъяснилось, что там может скрываться? Производители всего мира вняли мирной инициативе двух выдающихся акустиков, стали прикладывать к своим изделиям параметры, получившие имена этих же двух выдающихся (правда, иногда забывают так что теперь берём готовые цифры и...
И ЧТО? ВОТ ДАЖЕ ИНТЕРЕСНО, что? Можно так: подставляем в программу для расчёта сабвуферов, которых теперь хоть пруд пруди, а уж она нам всё расскажет — куда ставить да как сыграет. Но есть часть населения, которая иногда задаётся вопросом: «А как это сделано?» Ведь и параметры Тиля — Смолла не с неба свалились. Они собраны из других деталей, которыми раньше инженеры-акустики пользовались в исходном, разобранном состоянии. Если упомянутый чуть выше вопрос свойственен вашей натуре, продолжайте читать, попытаюсь пролить свет.
СБОРКА И РАЗБОРКА
Параметры бывают конструктивные и неконструктивные. Это не достоинство или недостаток, это — свойство. Для первых есть точный рецепт, как их добиться. Вторые получаются в результате совместной работы первых. Очень часто в технике оказывается, что конструктивные параметры абсолютно необходимы при изготовлении устройства, но страшно неудобны, когда надо оценить результаты работы готового продукта. Приведу пример.
На автомобильном заводе нет таких станков, на которых были бы рукоятки, например, «максимальная скорость». Или «время разгона до 100». Или «тормозной путь на сухом асфальте». У автомобилестроителей в ходу совсем иные показатели: диаметр того, сечение этого, масса третьего, упругость четвёртого, и так до бесконечности. Именно это содержится в чертежах, именно на это настраиваются станки. А теперь предположим, что вам предложили выбрать автомобиль по этим данным. Вот вам машина, диаметр цилиндра такой-то (даже с допуском плюс-минус сколько-то сотых миллиметра вот гидравлическое сопротивление впускного коллектора, а вот — момент инерции коленчатого вала. Вам подходит? Нет, скажете вы, будьте любезны хотя бы максималку, от нуля до сотни и тормозной путь, чтобы хоть было с чем сравнить. Но получается, что цифры инженеров вам не очень нужны, а по вашим эти же инженеры не берутся сделать автомобиль. Вот и «у птичек точно так же».
Динамик по своей схеме — устройство предельно примитивное. По схеме, не по тонкостям взаимодействия с окружающей средой и тем более — с человеческим слухом. Это — всего лишь масса (диффузор подвешенная на пружине (подвес к массе прикреплён мотор, состоящий из катушки (звуковой) и постоянного магнита (магнит он и есть магнит). Всё остальное — подробности. Все параметры динамика, определяющие его работу на низких частотах, так или иначе сидят здесь, но расселись они не самым очевидным образом. И на заводе по производству динамиков тоже нет волшебных станков с рукоятками Fs, Vas и Qts, до этого наука не дошла. Зато там можно сделать диффузор с определёнными размерами и массой, детали подвеса с определённой упругостью, катушку с известным сопротивлением и магнит с определённой силой.
Пока Тиль и Смолл не опубликовали свою «энциклику», инженеры-акустики всего мира при расчётах акустических характеристик пользовались теми же параметрами динамиков, что и при их производстве. Или почти теми же, получившими название «электроакустические параметры», в отличие от именных, Тиля и Смола. Так делали многие годы, с номограммами и формулами, но было это почти так же муторно, как пытаться рассчитать время пути на дачу, имея полный комплект конструкторской документации на автомобиль, но не зная важнейших его ездовых характеристик.
Величие, не побоюсь этого слова, двух классиков заключалось в том, что они отважились предложить заменить параметры, прямо связанные с конструкцией динамика, на другие, связанные с ней довольно опосредованно и неочевидно.
РАЗБЕРЁМ
Разберём динамик на те немногие части, из которых он состоит и про которые, по отдельности, можно всё довольно легко узнать. Только разбирать надо в правильной последовательности, чтобы дров не наломать. Пока динамик ещё не раздербанили, узнаем гибкость подвеса. Это несложно: положить на диффузор груз и измерить, насколько он под весом этого груза просел. Потом поделить просадку на массу груза и получить то, что называется гибкостью подвеса (Cms, измеряется в миллиметрах на Ньютон). Теперь можно ломать. Отделяем диффузор вместе со звуковой катушкой, то есть то, что в не разломанном на части динамике колеблется, линейкой выясняем диаметр диффузора, калькулятором — площадь, весами — массу. У звуковой катушки мы измерим длину провода, потраченного на её намотку. А у освобождённого теперь магнита измерим индукцию в зазоре, есть такие приборы, называются теслометры, потому что результат выдают в единицах, названных по имени чудесного сербского физика Николы Теслы. Две последние величины, если их не мешкая перемножить друг на друга (по отдельности они малополезны называются силовым фактором динамика, обозначается так же, как и вычисляется, BL, то есть индукция (мощность магнитного поля, грубо говоря) на длину провода, находящегося в этом поле. «Силовой фактор» потому так называется, что BL — это своего рода заготовка для определения силы, действующей на диффузор при подаче тока в катушку. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, в пределах гимназического курса, равна B x I x L, то есть достаточно силовой фактор помножить на ток, как фактор превращается в реальную силу. В числе базовых параметров Тиля — Смолла силового фактора нет, а величина эта — архиважная, в ней, действительно, вся сила динамика.
Зная всё это, попробуем без формул, на качественном уровне, попытаться понять, какими окажутся параметры динамика, те самые, «ездовые», необходимые нам для расчёта и моделирования его работы. И поймём, в каком трудном положении находятся разработчики акустики.
ПЕРВАЯ ПАРА
Первый и главный параметр динамика — резонансная частота Fs. Главный, потому что, очень сильно упрощая, можно сказать: динамик излучает только выше своей резонансной частоты. Упрощая чуть меньше, скажем так: ниже резонансной частоты интенсивность звукового излучения динамика быстро падает. Так вот: из всех параметров отдельных частей распатроненного динамика резонансная частота зависит только от двух: массы подвижной системы и гибкости подвеса. Ни до площади диффузора, ни до стати магнита ей и дела нет. Чем больше масса и чем мягче подвес (больше величина просадки при одном и том же усилии, приложенном к диффузору тем резонансная частота ниже. А-а-тлично, говорим мы, вообразив себя (на время, потом сами не захотите) конструкторами динамика. Диффузор — ладно, он должен быть всё-таки достаточно прочным, значит, масса у него какая-то есть. Теперь сделаем мягкий-мягкий подвес (большую-большую величину Cms и у нас будет резонансная частота, какую захотим, хоть 15 Гц, будет играть всё, и даже с запасом. Ну,

whiteman

ВОСПОЛЬЗУЕМСЯ
ВСПОМНИТЬ ВСЁ-5
Андрей ЕЛЮТИН
Мы ещё в прошлый раз собирались воспользоваться цифрами, сопровождающими динамики, но остановились на время, чтобы понять, откуда они взялись. А теперь, поскольку поняли, можно и пользоваться.
ЗАДАДИМ СЕБЕ ВОПРОС. ПОЧЕМУ ЭТО МЫ, БОРЦЫ за автомобильный звук, так озабочены параметрами динамиков, а те, кому ближе звук домашний, об этом говорят очень мало. Или совсем не говорят. В том ли дело, что в автозвуке пустил гораздо более прочные корни естественно-научный подход к электроакустике, а в домашнем хай-фае-хай-энде — скорее чувственный? Отчасти да, но это не главное. Главнее то, что в домашнем звуке этого всего можно не знать. Есть такая возможность. Причин для этого как минимум две.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
Суть её в том, что домашняя акустика приходит к владельцу в завершённом виде. Параметры заложенных в неё компонентов в большинстве случаев нельзя не то что изменить, а даже узнать без полной разборки готового, красивого и дорогого изделия. А кто и, главное, зачем это будет делать? Исключения бывают, но раз на тысячу или реже. Оттого так популярны в домашнем звуке игры с проводами: больше-то ничего изменить нельзя. И ценовой гипноз: стоит акустика тыщу — значит, должна сыграть на тыщу, а эта, за пять сотен, как она на тыщу может сыграть? У нас всё по-другому.
То, что для нас готовое изделие, в домашнем звуке означало бы радиодеталь. Да и для нас, строго говоря, динамик не готовое изделие, конечный продукт — это система в машине, но готовыми системами не торгуют (заводские не в счёт, сами знаете почему).
Если бы торговали готовыми аудиосистемами, мы бы тоже могли позволить себе роскошь ничего не знать о параметрах динамиков, туда установленных. Садись и слушай, кому положено, всё уже учёл. Но нам в обмен на деньги выдают динамик, который сам по себе никак не звучит, даже если его к чему-нибудь подключить. Как понять, чего от него ожидать, подходит ли он, а если подходит — то для чего, в смысле, что для него надо сделать, чтобы он раскрыл свои возможности?
Пока, напомним, мы говорим только о работе динамиков на низких частотах. В своё время будем заходить и выше по частоте, но значительная часть технических решений, которые приходится принимать при выборе динамических головок, связана именно с их работой в басовом регистре. И почти вся теория, на основе которой, не прибегая к эксперименту, можно спрогнозировать поведение акустики, тоже выведена для низких частот. А мы именно к этому стремимся — понять, как будет работать динамик до того, как стали его хозяином.
На низких частотах в машине, в общем случае, работают два типа акустики. Фронтальные мидбасы (или басовики трёхполосной системы, здесь не важно) и сабвуфер. Подход к прогнозу и расчёту для этих типов акустики принципиально разный. Большинство сабвуферных головок предназначены для установки в то или иное сознательно построенное акустическое оформление. Его характеристики выбираются так, чтобы вместе с «врождёнными» параметрами динамика дать требуемые итоговые значения резонансной частоты и добротности, которые и определят форму АЧХ в машине, многие другие характеристики и в итоге — характер звучания. Исключение составляют сабвуферы, предназначенные для работы в акустическом экране (более популярным стало название free air). Для них объём ящика, куда они установлены, — это объём багажника, который всегда настолько велик, что никак не сказывается на итоговых значениях параметров динамика в оформлении. Динамик перестаёт «чувствовать» действие объёма ящика, в который он установлен, когда этот объём в 5 раз больше эквивалентного объёма динамика Vas. «Перестаёт чувствовать» означает, что резонансная частота и полная добротность изменяются не более чем на 10%. Типичные значения Vas для 12-дюймовых, например, головок, крайне редко превышают 80 л, следовательно, типовой багажник для них — это уже безграничный простор. Это если считать багажник действительно закрытым ящиком, которым он, в сущности, не является, но об этом чуть позже, в другом контексте. Поэтому для сабвуферных головок параметры Тиля — Смолла — это совсем уже «информационное сырьё», до поры до времени никак не означающее характеристики готового изделия.
Совсем иная ситуация с мидбасовыми компонентами фронтальной акустики, отрабатывающими значительную часть басового материала. Типовая схема установки фронтальных мидбасов — в дверь. Формально дверь — тот же закрытый ящик объёмом 30 — 50 л (крайние случаи). Типичные значения Vas компонентных мидбасов (или коаксиалов такого же калибра) таковы: 90% 5-дюймовых головок попадают с этим параметром в коридор 6 — 10 л, для 6-дюймовых это 8 — 15 л. То есть получается, в принципе, что объём двери где-то на границе просторного закрытого ящика и бесконечного экрана. Это — говоря формально. На самом деле дверь — это никакой не ящик. Судите сами: если бы нечто, отштампованное из листа толщиной 0,6 мм, без каких-либо существенных элементов жёсткости обшивки, с многочисленными прорехами (для дверных ручек, ограничителя хода, опускного стекла, слива воды и пр. и пр.) можно было бы считать серьёзным корпусом акустической системы, чего ради во всём мире уже которое десятилетие корпуса для домашней акустики строят из толстых досок, с многочисленными рёбрами и распорками, причём тем более толстых и с тем более многочисленными, чем лучше акустика? Подойдите к машине (лучше — своей) и нажмите пальцем на центр двери. Миллиметр прогиба особого усилия не потребует. Проделайте то же самое с самой затрапезной домашней колонкой. Здесь можно воспользоваться и чужой, ущерб исключён, если ваша фамилия не Кличко.
Что такое миллиметр? Примерно амплитуда колебаний диффузора мидбаса на всех частотах, кроме предельно для него низких. А площадь его куда меньше, чем площадь дверной панели, поэтому вибрация металлического листа двери в значительной мере компенсирует пульсации давления во внутреннем объёме, то, на чём основано действие закрытого ящика как акустического оформления. Так что сам по себе объём без учёта жёсткости — фикция. Если не убедил, доведём ситуацию до абсурда: поставим на место корпуса акустической системы полиэтиленовый мешок, пусть и требуемого объёма. Это он для мусора 60 л, а для акустики — сам мусор. Поэтому, говоря об условиях работы дверных мидбасов, следует отдавать себе отчёт в том, что они работают не в закрытом объёме в акустическом смысле. Такое оформление ближе всего соответствует акустическом экрану, и тем ближе, чем тщательнее устранены условия для акустического короткого замыкания между лицевой стороной диффузора и тыльной, находящейся в двери.
Есть ли исключения из этого принципа? Разумеется. Назовите мне такой, из которого нет, я запомню. Одно исключение (или почти) — суперустановки, какие делают для побед на соревнованиях, и то, как правило, не ради наслаждения партикулярной персоны, а во славу крупной установочной студии или пафосной торговой марки. Второе — время от времени (последнее время — всё чаще) появляющиеся установки, в которых мидбасы

allouna66

У автозвука есть ограничение в напряжении питания (поскольку все они по ходу дела питаются от аккамулятора.
А где бы такое прочитать про домашний звук?
Вот смотрю на свои и думаю - "А чего они? Что они вообще себе думают? Чем живут?"

argoargo

Можно сделать блок питания на выходе которого будет напряжение которое тебе надо
(Это я про автозвук)
А вот как раз на прямую от аккамулятора только стандартные магнитолы питаются (соответственно и мощность везде 40 ватт на канал - и то это можно сказать враки но не крутые усилы.

roma-5

У автозвука есть ограничение в напряжении питания (поскольку все они по ходу дела питаются от аккамулятора.
Эта фраза показывает, что ты невнимательно читал тему.
А где бы такое прочитать про домашний звук?
Например, на hi-fi.ru

allouna66

У автозвука есть ограничение в напряжении питания (поскольку все они по ходу дела питаются от аккамулятора.
--------
Эта фраза показывает, что ты невнимательно читал тему.
Да, каюсь.
Прочитал только первую, кажется, статью, потом пошёл листать.
Спасибо за ссылку.

bariton49

вопрос такого рода: у меня саб подключен через выход для саба, но как выяснилось этот выход копирует выход на задние блины. проблема в том что задние блины у меня начинают хрюкать при средней громкости а саб еще даже и на половину не загружен. поменяять блины не советовать - они штатные а тачка 90 года, вот думаю может какая резина бывает жидкая чтобы резинки на блинах промазать чтоп перестали хрюкать?

Gelius

Непонятно:
1)к ЧЕМУ подключен саб? к усилку или голове? какого размера и типа саб?=)
2)Саб и блины на одном выходе?
Конкретнее, плиз!=)
А речь случаем не о линейных выходах?=)
Может ето активный саб(с встроенным усилком)?
А на блины не хватает мощи от головы?
На твой вопрос- 5 вопросов!=)

bariton49

саб подключон к лин.выходам, он активный стоит на полную мощь..

Gelius

А блины куда подключены? к голове? правильно?

bariton49

блины подключены к rear как у всех нормальных пиплов )

Nikitich

чтоп перестали хрюкать
Хрюкает скорее всего усилитель магнитолы, не справляющийся с нагрузкой. Налицо дисбаланс схемы -- мощный (о качестве не говорим) усилитель саба и очень слабый усилитель в головном устройстве.

Gelius

варианта:
либо не хватает мощи от головы, т.е. начинаются искажения и тд(смотри вспомнить все)
либо твоим блинам пора на заслуженный отпуск: 15 лет как никак!
Обычно производители гарантируют нормальную работу динамика
около 5 лет(авто индустрия, конечно)
Тут тока замена... час можно и бюджетные за руб этак 800 купить...
И что касается саба: все просто: у тебя 2 усилка:
один, слабый на магнитоле, другой, мощный и встроенный в сабе, значит
они друг от друга не зависят! никак! Когда ты увеличиваешь громкость на голове, ты усиливаешь слабый
усилок напрямую, НО по лин каналам ДРУГОЙ усилок подает ДРУГУЮ мощь на саб!
Понятно?
p.s. Нельзя так сравнивать «хрипы»...

bariton49

ты не прав, хрюкает тока один из динамиков - раз, и два это то что блины пионер выдавали на этой магнитолее суперглубокийбасс. это чтож за магнитоллы которые хрюкают, такие мне кахалось уже давно не выпускают

bariton49

да все это понятно, просто можно в конце концов отключить хрюкающий динамик и все, но хотелось бы просто убрать с них низы, оставив их тока на линейном выходе, который почемуто регулируется по громкости (подозреваю что и по частотке тоже) параллельно с rear

Gelius

Тогда осталось тока менять блины! Не слышал, чтобы их как-то чинили...=)

Nikitich

чтож за магнитоллы которые хрюкают, такие мне кахалось уже давно не выпускают
При перегрузке искажения появятся на любом усилителе. ВОпрос только в том, что быстрее перегрузится - динамики или усилитель.
хрюкает тока один из динамиков
Значит скорее всего он поврежден и лучше его заменить. Можно обрезать частоты (для этого нужен частотный фильтр, кроссовер но это вряд ли поможет - саб работает от 80 герц и ниже, а блины - это чистой воды мидбас, так что обрезав их по частоте, получишь неприятную дырку.

bariton49

а ты мне вот что проясни: линейный выход параллелен rear чтоли?

bariton49

да и еще: искажения на большой громкости - это недостаток старых или дешевых усилков, сейчас в мощных усилках (если ты не знаеш) напряжение умножается перед тем как подаватся на выходной каскад, а все искажения снимаются электроникой. вопщем это тебе не транзисторный выходной каскад 20-летней давности, сейчас все по-другому....

Nikitich

сейчас в мощных усилках (если ты не знаеш) напряжение умножается перед тем как подаватся на выходной каскад, а все искажения снимаются электроникой
Класс, как же это мы все сразу-то не додумались, умножить напряжение на 10 и в 10 раз мощность повысица! О том, в чем именно и как именно ты неправ, можно прочитать в первых постах этого топика -- крайне грамотно объяснено. Спорить по этому поводу считаю, бессмысленно, рассуждения в духе "в современных усилителях ВСЕ ИСКАЖЕНИЯ снимаются электроникой" некомпетентны.

Nikitich

а ты мне вот что проясни: линейный выход параллелен rear чтоли?
rear и front выходы магнитолы отличаются только распределением мощности сигнала, задаваемым с помощью настройки fade в магнитоле, а также, возможно, встроенной в магнитолу кроссоверной частью, правда, сомневаюсь, что в такой старой магнитоле она есть.
Из rear ли берется сигнал для саба или из front, это вопрос коммутации данной конкретной магнитолы. Если надо убрать фейдером громкость с тыла и чтобы при этом не просел саб - подключи наоборот фронт и тыл и убери фейдером "назад" звук, он уйдет вперед и саб будет звучать громко.

roma-5

Истинно так. Вообще, в большинстве инсталляций тылы включены неправильно. Они просто громко орут (чтоб было слышно пассажирам на заднем сиденье) и только. Водителю от такого включения тылов только хуже-размыватеся стереопанорама. Гораздо интереснее так включать тыл, чтобы он воспроизводил только объемные эффекты (на тыл идет разность между левым и правым фронтами). Вроде как от этого стереопанораме только лучше (на месте водителя). Но вот морковкам на заднем сиденье уже бумц-бумц не послушать.

bariton49

для этого есть саб)

Nikitich

Вообще, в большинстве инсталляций тылы включены неправильно
ИМХО тыл тадо подключать через процессор многоканального звука, чтобы были правильные задержки звука и тыл воспринимался как отражение от стен -- вот тогда будет сцена.

Nikitich

для этого есть саб)
Саб вообще не для этого. Саб воспроизводит сверхнизкие частоты, которые человек не может позиционировать в пространстве, то есть не понимает, слева этот звук идет, или справа, снизу или сверху. Поэтому об объемных эффектах на сабе речи не идет.

roma-5

ИМХО тыл тадо подключать через процессор многоканального звука, чтобы были правильные задержки звука и тыл воспринимался как отражение от стен -- вот тогда будет сцена.
Ага, либо цифровым процессором это делать, либо аналоговыми фильтрами

bariton49

тока интерференция с задержанным сигналом вырежет часть спектра, то есть уже будет неправильное звучанье. вы что думаете магнитоллы дебилы создают?
саваре: бля ты хоть врубись про что я пишу я про то что для мощи которую ощутить телом хочеш есть саб (<50 гц)

Nikitich

тока интерференция с задержанным сигналом вырежет часть спектра, то есть уже будет неправильное звучанье. вы что думаете магнитоллы дебилы создают?
Любопытное мнение, а почему когда стоишь в зале и перед тобой играют, например, джаз, то не возникает интерференции с задержанным сигналом? А потому, что она возникает и именно она, вкупе с правильным временем прихода звука к ушам, подсознательно воспринимается как объемное звучание - сначала пришел звук спереди, потом сзади и т.д.
Что касается магнитол, в них вообще нет никакой обработки сигнала, кроме самых дорогих моделей (> 700-800$)

Nikitich

врубись про что я пишу я про то что для мощи которую ощутить телом хочеш есть саб (<50 гц)
Вот именно, для этого - есть саб, а тыловая акустика должна объем создавать. Однако обычно ее включают очень громко, она выступает в роли какого-то басового динамика, еще чего-то, размывая, как правильно заметил , стереокартину.

bariton49

чтоп ты знал в хороших залах нету интерференции за счет звукопоглощающих покрытий стен пола и даже потолка. я у себя в комнате ковры юзал - без них был вапще не звук а хз что!

Nikitich

Чтоп я знал, звукопоглощающие покрытия ставят в студиях, а где ты видел звукопоглощающие покрытия в консерваториях и залах для концертов, я не знаю, нет их там, и отражения идут по полной программе. Более того, при определенном уровне звука они, чтоп ты знал, всё равно будут, какие покрытия не ставь.
И вообще, чтоп ты знал, нет у меня впечатления, что ты в звуке разбираешься, поэтому надо прекращать эту дискуссию.
Если есть вопросы по автозвуку - задавай. Если задаешь, не впаривай свою весьма сомнительную точку зрения, а почитай литературу и изучи вопрос сначала.

bariton49

все уже поняли что ты нифига не шариш в звуке если для тебя звук в лысой комнате кажется прикольным вот и почитай про то что в залах является поглотителем и как достигается высокий коэф.поглощения

xakatyp

у меня ощущение что вы оба мало шарите

tane57

bariton49

кстати скозать: попробовал вдшкой динамики обработать, как нистранно попогло! хрюки теперь начинаются на гораздо большей громкости!
юзайте вд-40!

roma-5

теперь подождем пару месяцев пока твои динамики сгниют от воздействия wd-40

stm6735624

хочу, чтоб было так
MEGA BASS.wmv
как соорудить такую тему?

tane57

А нах такое надо?

stm6735624

ну чтоб было.... писалки есть, дворники, спойлер, брызговики в цвет писалок. хочу, чтоб двери открывались, когда громче делаешь...
и мыть не придеться - грязь от вибраций отваливаться будет....

tane57

sv_e

я тут пропустил часть разговора, но у меня тоже один из динамиков (лопухов) начал хрюкать на небольшой громкости, и . на сколько я понял хрюканье это больше от частоты зависит нежели от звука (лопухи поверкакие то, 3х полосные. от чего это может быть? хрюкает именно лопух , а не че то вокруг него (они установлены в акустическую деревянную полочку , и крепко закручены)

bariton49

побрызгай вд40 - немного поможет, а вапще менять надо или низы с него убрать!

xakatyp

вд 40 - не панацея

f141

щас в машине стоит x-ploid в описании в нете нашел что у нее ЦАП 8 бит, и звук такой "пустой" как что-то вырезали, ваще без впечатления. Смотрел описания других магнитол, максимум что есть в продаже - это с ЦАП 24 бит. Правильно ли я грешу на 8 бит ЦАП? сама магнитолла просто отвратительная, только диски не прыгают.

derigel

звук на диске 16 битный. если та мдействительно стоит 8 битный цап - это будет заметно ОООООЧЕНЬ хорошо.
там сильно искажаются частотные характеристики.
поэтому врядли это так.

roma-5

шел что у нее ЦАП 8 бит, и звук такой "пустой" как что-то вырезали, ваще без впечатления. Смотрел описания других магнитол, максимум что есть в продаже - это с ЦАП 24 бит. Правильно ли я грешу на 8 бит ЦАП?
Укажи точную модель магнитолы. Мне СИЛЬНО сомнительно, что там стоит 8-бит ЦАП.

f141

Описание на яндексе
SONY CDX-S2220

roma-5

тебе русским по белому написано:
ЦАП 1 бит
Какой нах 8-ми битный ЦАП?

f141

да это я так ссылку дал чтобы понятно было че за сабж, описание наверно там не корректное, разве мб цап 1 бит или я че та не панимаю?

roma-5

вс там корректно в описании

Nady18

посоветуйте мне магнитолу.
Мп3, аух вход (обязательно, хочеться ноутбук подрубать к ней из недорогово сегмента. (тыс 4-6макс).
конечно было бы клева, если бы был пулт на руле... но это не критично.
Желательно пионер или альпин.
спасибо!

xakatyp

объясните мне плз теорию ЦАП, ато в инете какой тока херни не написано. 1 битный цап, 8 битный цап, 1 битны с 24 разрядами, херня какая-то внесите ясность!

derigel

расслабся. внцтреннее устрйство ЦАПа тебя не волнует
и ы данном вопросе качестовот битности не зависит (только в данном).
берешьто что н равится цифры - это просто цифры, щас модно писать цифры..

xakatyp

Ну хочется же взять то, что объективно круче.

derigel

круче то что лучше играет
если ты выбираешь за 100-150 бачей - бери то что нравится по дизайну ну или в бааальших журнала почитай отзывы, а если берешь за 300-500 - покупай имя: кларион, блаупункт.

roma-5

Советую заботать тестирование техники на http://www.avtozvuk.com/

Nady18

заказал Alpine CDE-9846RM
Норма?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: