Виды механических коробок передач и особенности их работы

На сегодня наиболее популярным и распространенным устройством, которое способно менять крутящий момент двигателя, является механическая коробка передач. Для сокращения длинного названия применяется аббревиатура МКПП. Переключение передач в такой коробке производится вручную, отсюда и «имя».

Крутящий момент механической коробки изменяется ступенями, поэтому относят подобные механизмы к ступенчатым. Передача (ступень) – это пара шестерен, которые взаимодействую друг с дружкой. Каждая шестерня имеет свое передаточное число и свою угловую скорость.

Чтобы узнать передаточное число шестерни необходимо вычислить отношение количества зубьев на ведомой шестерне к количеству зубьев на шестерне ведущей. Каждая коробка передач имеет свое передаточное число. Наибольшее значение имеет низшая ступень, а наименьшее – высшая ступень.

Сегодня есть несколько видов коробок передач в зависимости от количества ступеней: четырех-, пяти- и шести ступенчатые КПП. На некоторых автомобилях встречаются коробки передач и с большим количеством ступеней.

Наибольшую популярность приобрела пятиступенчатая КПП, которая устанавливается практически на всех новых моделях авто.

МКПП могут быть самых различных видов, но среди всего многообразия выделяется двухвальная и трехвальная коробка. Последняя ставится чаще всего на автомобили с заднем приводом. Двухвальная КПП находит свое применение на легковых авто с передним приводом. Эти коробки передач существенно отличаются друг от друга и имеют различное устройство и принцип работы.

Трехвальная коробка передач состоит из ведущего и промежуточного вала, шестерни ведущего вала, ведомого вала, муфты синхронизаторов, блока шестерен ведомого вала, картера коробки передач, механизма переключения передач, а также блока шестерен промежуточного вала.

Принцип работы устройства заключается в следующем: в нейтральном положении рычага КПП от двигателя крутящий момент не передается. Как только рычаг управления перемещается, передвигается и муфта синхронизатора при помощи соответствующего ведомого вала и шестерни. Задача муфты – синхронизация угловых скоростей ведомого вала и шестерни. Затем входят в зацепление зубчатый венец шестерни и зубчатый венец муфты, чем гарантируется блокировка на ведомом валу соответствующей шестерни. Далее крутящий момент предается с определенным передаточным числом на ведущие колеса от двигателя.

Двухвальная же механическая коробка состоит из блока шестерен ведомого и ведущего вала, ведомого и ведущего вала, дифференциала, главной передачи, муфты синхранизаторов, картера КПП и механизма переключения.

По принципу работы двухвальная МКПП схожа с трехвальной. Есть только некоторые особенности в механизме переключения передач.